Конструкция автомобиля подчинена в большой мере «престижным» и другим нетранспортным функциям, отсюда избыточное число мест в кузове, почти всегда пустующих — факт, немыслимый на другом виде транспорта. Увеличены соответственно масса, размеры автомобиля (даже не самого крупного) и мощность его двигателя, вдвое-втрое большая, чем это необходимо для нормального движения. Дальнейшее следствие — излишний расход топлива, большая занимаемая площадь на улице, недостаточная маневренность. В результате — заторы, загрязнение воздуха мощным двигателем. Большое число автомобилей не поддается размещению в исторически сложившихся городах, служит причиной аварий; ведь среди миллионов водителей не так уж много достаточно ловких, умеющих находить выход из любой ситуации.
Именно рост числа дорожно-транспортных происшествий вызвал наступление общественности на «несовершенный» автомобиль, а сигналом к наступлению послужила вышедшая в 1965 году в США книга юриста Р. Найдера «Небезопасен на любой скорости». Надо заметить, что автор считал причиной аварий и загрязнения среды лишь безответственность фирм и конструкторов, создающих ненадежные агрегаты, а не массовость автомобильного транспорта, плохие условия его работы и гипертрофированные размеры автомобилей. Найдер избрал своей жертвой корпорацию «Джене-рал-Моторз», а главной уликой против нее — аварии автомобилей марки «Шевроле-Корвайр». Книга вызвала, как теперь любят выражаться, цепную реакцию — преследование Найдера корпорацией, его поддержку конкурентами Джи-Эм, войну в печати и в судах. Корпорация потерпела поражение, уплатила огромные суммы пострадавшим в авариях, вернула на завод для исправления уже проданные тысячи автомобилей. Прогрессивные общественные деятели подхватили инициативу Найдера и потребовали от правительства издания закона о безопасности автомобилей.
Как бы подразумевая, что аварии неизбежны, автомобилестроители сосредоточили внимание на так называемой пассивной безопасности: на мерах по ослаблению последствий аварии, буферах, крепком кузове, небьющихся стеклах. Добились закона о пристегивании пассажиров и водителя к сиденью, чтобы при столкновении машины они не ударялись о стенки и стекла кузова. Потом предложили резиновые мешки внутри кузова, автоматически надувающиеся при резком замедлении хода и принимающие на себя тело пассажира. Стали искусственно удлинять переднюю часть машины, чтобы она сминалась при наезде, спасая корпус кузова. Все эти меры, несомненно, делают автомобиль менее опасным, если он попал в аварию, но само попадание — более вероятным, так как он становится громоздким, тяжелым, неповоротливым, демобилизующим водителя. К тому же дорогим и неэкономичным по расходу топлива.
Постепенно движение за автомобильную безопасность охватило весь мир. Теперь повсюду действуют законы безопасности. Стало особо важным и обязательным все, что должно уменьшить вероятность аварии: удобное место водителя, хороший обзор дороги, световые сигналы, устойчивость машины, точный руль, мощные тормоза.
Еще до выхода в свет книги Найдера многие американцы осознали недостатки больших автомобилей. Как раз к этому времени в Европе были созданы быстроходные и комфортабельные малые, компактные автомобили, их начали покупать в США. Значительный сектор рынка ускользал из-под влияния американских фирм. В Детройте занялись проектированием «компактов». Между прочим, к ним принадлежал и «Корвайр», объект нападок Найдера. «Корвайр» — конструкция европейского типа вроде «Татры» или «Фольксвагена» с двигателем сзади, воздушным его охлаждением, независимой подвеской задних колес. Однако американские конструкторы, как они признают это сами, не решились сделать свои «компакты» действительно малыми (они размером с нашу «Волгу»; поэтому европейские автомобили по-прежнему обладали преимуществом) и не придали значения распределению масс автомобиля. У «Корвайра» задние колеса перегружены, и это ухудшало его устойчивость.
Тем не менее он был сенсацией. Но Найдер создал «Корвайру» дурную славу, и спрос на эту машину прекратился. Еще одно звено цепи: книгу Найдера взяли на вооружение противники заднего расположения двигателя и... малых автомобилей. Однако их влияния хватило ненадолго. Детройтские автомобильные «короли» не могли спокойно взирать на то, как по обоим океанам плывут в Штаты корабли с тысячами маленьких европейских и японских автомобилей.
|